Министерство образования, науки и молодежной политики РА

Министерство образования, науки и молодежной политики РА

 

 

Модель

организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с          органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими                  институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей,        оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

            Рис. 1. Структура модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

ЦЕЛЬ: обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества

 

2. Описание блоков модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

 

         2.1. Целевой блок.

Целевой блок включает цели и задачи организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

Цель: обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их постинтернатной адаптации на основе межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества.

Задачи:

·        диагностика проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·        разработка содержания межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества;

·        разработка нормативно-правового обеспечения процесса взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества;

·        координация процесса взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества;

·        организация деятельности стажёрских площадок;

·        организация процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

·        оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот;

·        включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рефлексивную деятельность;

·        осуществление мониторинга процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их постинтернатной адаптации на основе межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества;

·        материально-техническое обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их постинтернатной адаптации на основе межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества.

·        совершенствование системы предпрофессиональной  подготовки и оказание помощи в трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.

 

 


Подпись: Рис.2 Содержание основных блоков модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными орга-низациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации 
.
Подпись: - Готовность к учению
- Способность к самообразованию,  само-контролю, самооценке
- Умение правильно распределить время
- Готовность к выстраиванию новых связей и отношений

Подпись: - Адекватная организация быта

Социально-бытовой

 
Подпись: - Диагностика
- Составление диагностических карт
- Планирование
- Организация
- Консультирование
- Мониторинг 

Подпись: - Диагностика
- Коррекция
- Индивидуальное и групповое консультирование
- Мониторинг
Подпись: - Индивидуализация обучения
- Создание творческих коллективов и объединений
- Проведение игр, конкурсов, олимпиад и т.п. 
- Работа  тьютора , классного руководителя
Подпись: - Тематические тренинги
- Издание информационных буклетов
- Беседы, встречи, экскурсии
 
Подпись: - Приспособленность к новому окружению
- Приспособленность к структуре  учрежде-ния профобразования, к рабочему месту,  к своим обязанностям
- 
Подпись: - Умение отбирать необходимые знания для оценки социальной ситуации
- Приспособление индивида к группе, выра-ботка собственного стиля поведения
- взаимоотношения с группой, сверстниками и преподавателями
- выполнение нравственно-этических норм деятельности и поведения
- Адекватная самооценка, эмоциональное бла-гополучие, комфортность
Подпись: - Уровень потребности и способности к об-щению
- Коммуникативная компетентность
Подпись: - Характер ценностных ориентаций
- Определенность и осознанность цели дея-тельности
- Наличие и определенность жизненных пла-нов и перспектив
Подпись: - Проведение воспитательных мероприятиймероприятий
- Работа тьютора (классного руководителя)
- Организация внеучебной работы
- Воспитательная работа в общежитии
Подпись: - Профинформирование
- Профконсультации
- Ппрофдиагностика
- Предпрофессиональная подготовка


2.2. Принципы построения модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

·        научности;

·        системности, требующего построения модели как совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих интегративными свойствами;

·         гуманизации, рассматриваемого нами как основа гуманизации взаимоотношений между участниками образовательно-воспитательного  процесса, признание ценности человека как личности, сотрудничество и сотворчество;

·        координации, предполагающего ясность цели, логичность и последовательность шагов при движении к этой цели, четкость планирования,  сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности;

·        диалогичности, предполагающего установление субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе в целом и в процессе социализации в частности;

·        единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности системы;

·        прогностичности;

·        обязательной обратной связи.

 

2.3. Содержательный блок.

         Содержательный блок модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации  включает следующие компоненты: пропедевтический, организационный, психологический, учебно-методический, информационный и  воспитательный.

         Пропедевтический компонент включает в себя следующие виды деятельности: профинформирование,  профконсультирование, профдиагностика, предпрофессиональная подготовка.

Организационный компонент  включает организационно-педагогическую деятельность образовательных учреждений по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации.

Содержанием этой работы является    диагностика проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации, анализ результатов диагностики, определение путей решения выявленных проблем. Основанием для проведения данной работы являются конкретные запросы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: педагогов, обучающихся, администрации, а также органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского общества.  Важным аспектом деятельности образовательных учреждений является консультативная работа администрации, специалистов разных профилей (психолога, социального педагога, медика и др.), преподавателей,   организационно-консультативная работа структуры или лица, ответственного за организацию процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью совершенствования управления педагогическим процессом через создание социальных и педагогических условий, способствующих успешной социализации. С целью регулярного отслеживания результатов деятельности  и внесения при необходимости корректив в процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей организационный блок предусматривает проведение мониторинга.

Психологический компонент предполагает       выявление уровня психологической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к получению профессионального образования и взаимодействию с окружающей действительностью. В этом процессе могут принимать участие различные специалисты: психологи, классные руководители, члены администрации и др.   Для   решения   этой   задачи   используются   различные   способы: тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения, опросы и пр. Не менее важной представляется психокоррекционная  работа,  ориентированная  на  оказание  помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в процессе социализации, что может отражаться на их поведении и  самочувствии.  Эта работа осуществляется комплексной социально-психологической службой. Данный блок предусматривает проведение индивидуальных и групповых консультаций, направленных на преодоление проблем социализации.

       Учебно-методический компонент предполагает осуществление образовательной под­держки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  сущность которой состоит, прежде всего, в обеспечении высокого качества учебного процесса. Основная задача работников системы образования за­ключается в помощи обучающемуся в получении глубоких знаний, формировании его личностных социально-значимых качеств и организаторских способностей. Это может быть достиг­нуто в процессе преподавания учебных дисциплин в том случае, если преподавателями делается акцент на работе с различными источниками информации, связи теории с практикой и т.п. Целесообразно включение спецкурсов, имеющих своей целью повышение адаптационного потенциала обучающихся. Здесь же необходимо отметить большое значение внеучебной работы (развитие кругозора и профессиональных умений и навыков, создание творческих коллективов и объединений, проведение кон­курсов, игр, олимпиад) и обязательной работы тьюторов по социализации детей-сирот.

Важная роль в нашей модели отводится информационному компоненту. В данном направлении предполагается проведение бесед,  тематических тренингов (развитие коммуникативных компетенций, на снятие тревожности). К проведению тренингов можно привлекать студентов-старшекурсников из вуза, педагогического колледжа. Расширению адаптационных возможностей обучающихся будет способствовать издание и распространение среди них буклетов, в которых должна содержаться любая важная и полезная информация: организационная структура образовательного учреждения, особенности организации учебно-воспитательного процесса, служба доверия, деятельность комплексной службы социально-психологической помощи, координаты должностных лиц, которые могут оказать помощь в тех или иных затруднительных ситуациях, советы по поиску информации, по организации быта и досуга и т.п. Буклеты могут оформляться в разных жанрах: от сухого информационного до юмористического. Важно разместить всю необходимую информацию на сайте соответствующей службы.

Воспитательный компонент предполагает создание благоприятной атмосферы для самостоятельной деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни,  создание объективных условий для духовного роста личности и формирования их ценностных ориентаций. Значимым звеном в этой системе должна стать деятельность тьюторов, классных руководителей по организации внеучебной воспитательной работы, формированию органов ученического самоуправления, проведению мероприятий, праздников, конкурсов.

В процессе воспитательной деятельности осуществляется  выявление уровня воспитанности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в первую   очередь   проявляется   через   культуру   поведения,   а   также   во взаимоотношениях   с   преподавателями,   одноклассниками, обслуживающим персоналом. Кроме того, с этой целью используются различные тесты и другие способы диагностики. Ответственным за эту работу является тьютор. В процессе воспитательной деятельности совершенствуются   навыки общественного поведения, осуществляется формирование у обучающихся положительного отношения к образовательной среде.

 

2.4. Контрольно-оценочный блок.

Контрольно-оценочный блок включает критерии оценки эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной социализации. Нами выделены критерии, которые включают перечень соответствующих показателей.

1.     Мотивационный:

·        наличие положительной учебной мотивации;

·        способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя;

·        умение правильно распределить время для самостоятельной подготовки и т.п.;

·        готовность к выстраиванию новых связей и отношений;

2.     Познавательно-информационный:

·        знание своих индивидуальных особенностей познавательной деятельности;

·        умение быстро находить и усваивать необходимую информацию, используя различные средства обучения;

·        умение организовать свою деятельность;

·        приспособление к новому окружению;

·        приспособление к структуре образовательного учреждения, к его требованиям, к своим обязанностям и т.п.;

·        потребность в самообразовании.

3.     Социально-психологический:

·        умение отбирать необходимые знания для оценки социальной ситуации;

·        приспособление индивида к группе;

·        взаимоотношения с группой, со сверстниками и преподавателями;

·        выработка собственного стиля поведения в группе;

·        эмоциональное   благополучие;

·        адекватная самооценка;

·        комфортность;

·        выполнение нравственно-этических норм деятельности и поведения;

·        направленность личности на самосовершенствование и саморазвитие.

4.     Коммуникационный:

·        уровень потребности  к общению;

·        способность к общению;

·        удовлетворенность общением с одноклассниками и преподавателями;

·        коммуникативная компетентность;

·        желание участвовать в общественной жизни.

5.     Ценностно-ориентационный:

·         характер ценностных ориентаций;

·         определенность и осознанность цели деятельности в комплексе;

·         наличие и определенность жизненных планов и перспектив.

6.     Социально-бытовой:

·        адекватная организация быта в общежитии;

·        степень удовлетворенности условиями быта;

·        осведомленность в вопросах социально-бытовой, материальной, медицинской, правовой, психологической и др. поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·        использование возможностей социокультурной среды  для удовлетворения информационных, коммуникационных, культурных потребностей.

Использование данных критериев позволит выявить уровни социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Оптимальный. Положительная мотивация обучения носит ярко выраженный характер, познавательная активность достаточно высокая при различных формах организации обучения, сформированы все необходимые навыки работы с различными средствами обучения, сформировано умение организовывать собственную учебную деятельность, сформировано умение организовывать самообразование, находить и получать информацию из различных источников. Для обучающихся этого уровня в основном характерно  логическое мышление, проявление инициативы при выполнении различного рода самостоятельных работ. Обучающиеся способны усваивать понятия, осуществляя перенос. Также для них характерен высокий и средний уровень способности к саморазвитию и самообразованию, низкая тревожность, высокая активность, экстравертированность, высокий социальный статус (лидеры, либо предпочитаемые), высокий уровень  потребности в общении, умение вступать в  коммуникативное взаимодействие. У детей-сирот, социализированных на этом уровне,  преобладает положительный эмоциональный настрой, жизненные планы и перспективы отличаются определенностью, формулируют цели деятельности, умеют их добиваться, организуют свой быт, умеют распоряжаться деньгами, знают, куда и в какой ситуации следует обращаться за помощью, активно взаимодействуют с социокультурной средой.

         Допустимый.   Положительная мотивация к обучению прослеживается применительно к отдельным дисциплинам и определенным формам организации учебного процесса, сформированы некоторые навыки работы с различными средствами обучения, но уровень их развития недостаточен, умение организовывать собственную учебную деятельность сформировано недостаточно и проявляется периодически, отсутствует умение организовывать самообразование.

  Для обучающихся характерно усвоение   нового   материала   на   уровне   репродукции   с   элементами самостоятельности. Преобладающий тип мышления - наглядно-образный. Обучающиеся постоянно выполняют домашнее задание,    имеют    средний    уровень    способности    к    саморазвитию    и самообразованию.  Их характеризует средний   уровень   личностной   тревожности,   средняя активность, средний или высокий социальный статус в группе (принимаемые или   предпочитаемые),   средний   уровень   развития   коммуникативных   и организаторских качеств. Для детей, адаптация которых протекает на допустимом уровне, характерен средний уровень потребности в общении. Цель их деятельности и жизненные планы не всегда являются осознанными и определенными, они не всегда добиваются достижения поставленной цели. Быт у таких детей организован на среднем уровне (в основном имеется все необходимое, однако нет желания или умения создать уют, регулярно заниматься мелкими «хозяйственными» делами). Дети-сироты, адаптированные на допустимом уровне, не всегда знают, куда можно обратиться с теми или иными проблемами, вследствие чего теряются в сложных жизненных ситуациях.  Взаимодействие с социокультурной средой происходит от случая к случаю.

         Критический.   Положительная учебная мотивация выражена слабо, обучающиеся испытывают большие трудности в процессе обучения, отсутствуют необходимые навыки работы с различными средствами обучения и источниками информации, не сформированы навыки организации собственной учебной деятельности.

Детям   этого   уровня свойственно    заучивание    учебного    материала    дословно,    частичная исполнительность,  сложность  в усвоении  понятий,  преобладающий  тип мышления     -     нагляднообразный,     низкий     уровень     способности     к саморазвитию,      высокий       или      средний      уровень      тревожности, интровертированность, преобладающий эмоциональный фон отрицательный, низкий или  средний социальный статус (изолированные, принимаемые), низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Обучающиеся обладают слабо выраженной потребностью в общении, жизненные планы неопределенны. Такие дети не стремятся к реализации поставленной цели. Организация быта отличается неустроенностью, попадая в затруднительные жизненные ситуации, обучающиеся не знают, к кому обратиться за помощью. Взаимодействие с социокультурной средой осуществляется исключительно редко – практически не посещают городские библиотеки, выставки, театры и т.п.

3. Механизмы управления и функционирования модели.

Управление и функционирование модели обеспечивается скоординированной деятельностью образовательных учреждений, органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского общества, направленной на обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого на уровне региона создается межведомственная рабочая группа, которая обеспечивает разработку нормативно-правовой базы, координирует совместную деятельность учреждений, имеющих различную ведомственную принадлежность, органов государственной и муниципальной власти, направленную на реализацию цели - обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе их постинтернатной адаптации. В состав группы входят представители Министерства образования, науки и молодежной политики РА, Министерства труда и социальной защиты населения РА, Министерства внутренних дел РА, Министерства здравоохранения РА, Комитета занятости, представители муниципалитетов. Межведомственная группа работает в тесном взаимодействии с уполномоченным по правам человека по Республике Алтай и уполномоченным по правам ребенка по Республике Алтай.

Непосредственно процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в образовательных учреждениях: школах-интернатах разных видов, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;  их постинтернатная адаптация реализуется в учреждениях профобразования, и непосредственно на рабочем месте. Указанные учреждения образуют единую структуру, реализующую целевой, содержательный и контрольно-оценочный блоки модели, организуют и реализуют  межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Важная роль при этом отводится  объединениям работодателей, общественным организациям и другими институтами гражданского общества, сотрудничество с которыми обеспечит успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом разработчики модели ориентировались на возможность включения тех или иных образовательных учреждений и структур, в зависимости от необходимости. Тем самым обеспечивается адаптивность и настраиваемость модели к различным запросам и условиям. Таким образом, на уровне региона создается единая функциональная структура, обеспечивающая социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает:

школы-интернаты разных видов;

 общеобразовательные учреждения;

учреждения дополнительного образования; 

учреждения профобразования.

Данные учреждения взаимодействуют с органами опеки и попечительства муниципальных образований РА,  комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН ОВД РА,  центром занятости населения, центром психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, наркологическим диспансером, комплексным центром социального обслуживания населения, центром профилактики и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями и др. Каждое учреждение при этом выполняет свои функции.

Орган опеки и попечительства муниципального образования. Взаимодействие в форме проведения круглых столов, информационных семинаров по аспектам правовой защищенности детей-сирот и, детей оставшихся без попечения родителей.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проведение просветительской работы по вопросам правовой защиты детей-сирот, не достигших совершеннолетия. Работа по индивидуальному консультированию, курирование внеучебной деятельности данных детей.

ПДН ОВД Республики Алтай.  Проводит профилактические беседы по вопросам предупреждения правонарушений и преступлений, уроки безопасности, организует изучение разделов трудового и уголовного кодексов.

Центр занятости населения города Горно-Алтайска. Организация полезной занятости и досуговой деятельности, как преграды к расширению таких явлений как пустая трата времени, занятие пагубными привычками, недостойное поведение в общественных местах. Трудоустройство на неполный рабочий день. Работа по формированию навыков самопрезентации, составление резюме, карьерного роста.

Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей Тренинговая работа по формированию психологического здоровья, саморегуляции. Коррекционная работа по проблемным аспектам социализации и адаптации личности. Диагностика, индивидуальное консультирование специалистов.

Наркологический диспансер. Проведение бесед, тренингов, профилактическая работа.

Центр по профилактике со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Работа по антиалкогольной, антитабачной пропаганде, по борьбе с наркоманией и токсикоманией, СПИДом в форме проведения курса лекций, профилактических бесед. Организация и проведение мероприятий на формирование устойчивого интереса, потребностей и навыков здорового образа жизни.

В образовательных учреждениях создается организационная структура, включающая  администрацию образовательного учреждения, социально-психологическую службу, тьюторов, классных руководителей,  самоуправление, сотрудников общежития и др. Деятельность данной  структуры  должна быть объединена общей целью и скоординирована.  Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на уровне образовательного учреждения включает в себя следующие основные направления: научное планирование работы по социализации; координация действий; подготовка и переподготовка кадров, реализующих процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение конкретных мероприятий в соответствии с планом работы; оценка эффективности этих мероприятий и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Для успешной реализации проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей целесообразно создание в образовательных учреждениях комплексной службы психолого-педагогической помощи, главными задачами которой являются  обеспечение условий для  создания в ОУ социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям, сохранение психологического и физического здоровья, обеспечение социального развития воспитанников, защита имущественных и личных неимущественных прав.

 Основные направления деятельности службы - психолого-педагогическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция,  консультативная деятельность. Эти направления реализуются через проведение лекций, консультаций, тренингов, индивидуальную работу, выпуск бюллетеней, буклетов и т.п.

                При планировании воспитательной работы в ОУ следует учитывать сложившиеся традиции и включать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  в их проведение, что будет способствовать развитию чувства общности, коммуникативных навыков.  

                Важная роль принадлежит учителям ООУ и преподавателям учреждений профобразования. Они должны знать основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, их индивидуальные особенности, уметь помочь им преодолеть те или иные сложные ситуации. Эта помощь может реализоваться в процессе преподавания учебных дисциплин,  через проведение групповых и индивидуальных консультаций, через организацию внеучебной работы.

            Целесообразно в ОУ создать службу тьюторов, сопровождающих процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Тьютор в процессе общения и совместной деятельности ведет наблюдения за обучающимися, оказывает консультативную помощь, организует по мере необходимости взаимодействие с теми структурами и должностными лицами, чья помощь оказывается необходимой на данный момент.  

От личности тьютора в учреждении профобразования во многом зависит, станет ли для обучающихся время учебы бессмысленной тратой времени или окажется ответственным этапом приобретения профессионально необходимых качеств, временем действительно серьезного социального взросления. Поэтому основной смысл деятельности тьютора заключается в обеспечении комплекса условий адаптации обучающихся к условиям обучения, поднятии учебной и бытовой дисциплины, создании сплоченного и творческого коллектива, организации быта и досуга, внедрении демократических принципов управления груп­пой, ориентированных на переход к самоуправлению, развитии ответственности и гражданской зрелости, создании условий для творческого саморазви­тия, обретения им системы профессиональных ценностей, идеалов, норм, опыта профессионального поведения и отношений.

Важнейшими конкретными направлениями деятельности тьюторов должны являться:

·        изучение личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их потребностей, интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;

·        формирование социально необходимых знаний и навыков;

·        организация и руководство процессом овладения профессиональными
знаниями по избранной специальности;

·        создание гуманистической атмосферы в коллективе обучающихся;

·        помощь в развитии мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-
волевой и профессиональной сфер личности;

·        помощь в решении социально-бытовых проблем и организации досуга;

·        организация коллективной деятельности и общения;

·        пропаганда здорового образа жизни;

·        организация воспитывающей среды.

         При этом основное содержание работы тьютора должны составлять:

1.                Индивидуальная воспитательная работа:

·        изучение интересов, межличностных отношений, акцентуации
характера, познавательных особенностей,
внеучебного общения;

·        помощь в преодолении учебных трудностей, проблем в
учебной работе; в выборе специальных курсов, творческих работ;

·        выявление лидеров и формирование актива.

2.      Работа с коллективом обучающихся:

·        организация совместных дел, основанных на их инте­ресах и личностных особенностях;

·        развитие культуры поведения через тренинги по общению и личностному росту, участие во внеучебной работе;

·        развитие самоуправления;

·        организация развивающих мероприятий, экскурсий, посещения       театров, концертов, выставок, музеев;

·        контроль за текущей успеваемостью;

·        изучение условий жизни и быта в общежитии и оказание  помощи в улучшении культурно-бытовых условий;

·        проведение еженедельных  часов общения.

3.      Организация повседневного быта:

·        выработка правил общежития в коллективе обучающихся;

·        совместная работа по созданию комфортных условий для занятий в закрепленных аудиториях и комнатах общежития;

·        организация самообслуживания в учебных корпусах и общежи­тии.

4.      Методическая деятельность:

·        ежегодное проведение педагогической диагностики с целью корректировки целей, задач воспитательного процесса;

·        подготовка сообщений на педагогических советах;

·        участие в семинарах, методической учебе;

·        участие в городских радио- и телепередачах, посвященных проблемам воспитания;

·        распространение опыта работы в периодических изданиях, пособиях.

Для решения учебно-воспитательных задач тьютор должен использо­вать различные методы и формы воспитательной работы, определяемые на основе научных принципов и продиктованные педагогической целесообраз­ностью: беседы, диспуты, встречи с выпускниками, руководителями органи­заций и предприятий, деятелями науки и искусства, привлечение к деятельности общественных организаций. Это могут быть массовые (акции, диспуты, научные конференции), групповые (спортивные секции, беседы) или индивиду­альные формы.

         Чтобы успешно вести работу по созданию сплоченного, организованного коллектива, тьютору необходимо ис­пользовать следующие диагностические методы:

метод изучения документов (личных дел и личных карточек и т.д.);

метод наблюдения;

метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью).

Очень важным является то, чтобы работа тьютора не шла в противо­вес с самоуправлением, а дополняла бы его, образуя единую, демократическую воспитательную систему.

Таким образом, тьютор, выполняя поставленные перед ним задачи,
активно включен в учебно-воспитательный процесс, а его влияние на процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во многом определяется степенью участия в решениях учебных проблем каждого и группы в целом, а также умением найти эффективные пути воздействия на субъекты педагогического процесса.

            Для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходима организация быта и досуга в общежитии ОУ, организация работы студсоветов общежитий и их взаимодействие. Цель этой работы - формиро­вание культуры быта, создание условий безопасности проживающих в об­щежитии, условий для занятий (рабочие комнаты), организация в общежити­ях досуга и быта в специфических условиях и в специфических формах, ко­торым присуща не масштабность и массовость, а некоторая камерность, до­машний характер, а также возможность разрешения межличностных кон­фликтов. С руководством этой работой могут справиться коменданты общежитий, председатель студенческого профкома,  которые должны работать в тесном сотрудничестве.

         Важным условием эффективности предлагаемой системы является развитие самоуправле­ния и активности обучающихся. Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общественную жизнь учреждения, что будет способствовать развитию мотивации коммуникативного взаимодействия; на помощь в организации быта и досуга; на организацию постоянного контакта со службами занятости населения, оказание помощи в поиске работы и т.п.

       Не менее важная роль отводится работе клубов, студий, спортивных секций, творческих объединений, которые обеспечивают в первую очередь развитие коммуникативных навыков, формирование новых социальных связей и отношений, формирование новых социальных ориентиров, вхождение в новую социальную среду обитания. Творческие объединения, клубы и студии способны в максимальной степени обеспечить вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в культурную среду социума.

Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагает  широкое использование возможностей культурной среды, за рамками  образовательного учреждения,  использование культурного потенциала социума - привлечение на сцены актовых залов, в аудитории лучших творческих коллективов, исполнителей, организация художественных выста­вок, посещение театров, выставок, библиотек и т.п. с целью расширения культурного кругозора, формирования ценностных ориентаций. Активное взаимодействие с культурной средой социума возможно при наличии соответствующих потребностей, которые могут быть выращены у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при участии тьюторов и преподавателей. Педагоги  должны помочь осознать объективные ценности культуры как предмет особых потребностей личности, трансформировать объективные ценности в субъективно значимые, устойчивые ориентации личности. В процессе обучения не только закладываются теоретические и практические основы владения избранной профессией, но и формируется определенное отношение к ней, жизненная позиция. Поэтому  центром образовательного процесса должно являться формирование культурных ценностей.

В качестве обязательного условия орга­низации социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предполагается изуче­ние их  жизненных планов и потребностей, факторов, влияющих на их формирование и реализацию, анализ условий труда и быта, степени их удовле­творенности положением дел в образовательном учреждении.

Рис.3  Организационная структура социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Деятельность организационной структуры социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включает содержательный и контрольно-оценочный блоки, описанные выше.

4. Механизмы взаимодействия структурных компонентов модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

Управление процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ОУ имеет циклический характер и включает стадии социального прогнозирования, проектирования, планирования, регулирования, социальной технологии и непосредственного руководства данным процессом, что образует единый управленческий цикл (рис. 4).

Подпись: Рис. 4.  Система управления процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

На этапе прогнозирования социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются варианты развития процесса социализации и выбирается наиболее приемлемый, оптимальный, в зависимости от ресурсов, времени и социальных условий. Здесь рассматриваются альтернативы, анализируется многовариантность и определяется степень вероятности возможных решений. Цель прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы управления процессом социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на данную систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуаций, в которых окажется система. Прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Этот этап реализуется преимущественно администрацией образовательного учреждения, комплексной службой социально-психологической помощи, тьюторами.

Проектирование социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития  социализации и с целенаправленным коренным изменением данного явления. Проектирование может быть эффективным и действенным лишь в комплексе с другими элементами целенаправленной регулирующей деятельности. Чаще всего проектирование связано с поиском оптимальной цели, которую необходимо обосновать и потом воплотить в учебную и воспитательную деятельность ОУ и направлено на поиск и обоснование такого круга средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены друг друга в различных ситуациях обучения. Эффективность проектирования определяется возможностью обеспечить оптимальную социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация данного этапа возлагается преимущественно на комплексную службу социально-психологической  помощи ОУ.

Планирование социализуции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это научно обоснованное определение целей, показателей развития процесса социализации и основных средств их претворения в учебно-воспитательную  деятельность ОУ.  Системный анализ требует рассматривать планирование как единство познавательной и преобразующей деятельности ОУ, а также видеть его специфику в различных сферах учебной и внеучебной деятельности. В числе методов планирования организации процесса социализации можно назвать  проблемно-целевой;  аналитический;  балансовый; нормативный; комплексный; и др. Планирование должно учитывать необходимость управления процессомсоциализации, собственную активность обучающегося в процессе адаптации, его мотивацию и осуществляется Советом ОУ при непосредственном участии комплексной службы социально-психологической помощи.

Регулирование процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством социального регулирования создаются возможности и ограничения учебной деятельности, которые должны вызвать в процессе социализации мотивацию и целеполагание, желаемые точки зрения субъекта управления. Стадия социального регулирования осуществляется при непосредственном участии всех структур ОУ, образующих единую организационную структуру социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: администрация ОУ, совет ОУ, комплексная служба социально-психологической, тьюторы, сотрудники общежития, ученическое самоуправление, клубы, студии, спортивные и творческие объединения, библиотеки. Опосредованно в социальном регулировании участвует и социально-культурная среда социума, взаимодействие с которой происходит под влиянием и руководством структур образовательного учреждения.

Технология социализации  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности руководителей, сотрудников и преподавателей  ОУ, использующих определенную совокупность приемов, направленных на достижение оптимального уровня адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с ранее намеченными планами.

Специфика данной технологии состоит в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры. Социальная технология — это важнейший элемент механизма управления социализацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики управления. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Функционирование социальной технологии всегда связано с потребностью оптимизировать управление процессом социализации, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы и процедуры.

В целом социальная технология выступает в двух формах: как структурный элемент управленческого цикла (технологически оформленный программный продукт) и как руководящая и направляющая деятельность, связанная с реализацией намеченной цели. Особое значение для социальной технологии как практической, организационной деятельности имеют условия ее реализации: элементы структуры социального процесса управления, особенности строения и закономерности его функционирования; возможность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Технологией социализации должны овладеть в первую очередь тьюторы, преподаватели, сотрудники общежития, а также все лица, которые так или иначе задействованы в этом процессе.

 

 

 

5. Критерии оценки эффективности модели организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации

Эффективность модели оценивается с позиций системного подхода и определяется, на наш взгляд, следующими критериями:

·        качество целеполагания. От того, насколько заявленная цель соответствует социальному заказу, зависит востребованность данной модели в системе образования региона;

·        соблюдение комплекса принципов, обеспечивающих научность организации организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации; системность построения модели как совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих интегративными свойствами, гуманизацию взаимоотношений между участниками образовательно-воспитательного  процесса, признание ценности человека как личности, сотрудничество и сотворчество, координацию процесса адаптации, всех служб и организации их деятельности,  установление субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе, единство воздействия всех методов      управления,  приоритетность в достижении стратегической цели, прогнозирование,  ответственность за результаты и  обязательную обратную связь;

·        наличие структуры модели и ее целостность, определяемая взаимосвязанными блоками модели, организационной структурой, условиями реализации;

·        разработанность нормативно-правовой базы организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации;

·        разнообразие форм организации организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации;

·        соблюдение логической последовательности и содержательная наполненность блоков модели;

·        создание условий реализации модели: координация деятельности образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества; комплексное социально-психологическое и медицинское сопровождение; развитие ученического самоуправления; индивидуальный подход; использование культурной среды социума;

·        управляемость модели, соблюдение управленческого цикла;

·        уровень организационно-правового межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации.

      Эффективность модели определяется степенью реализации цели.  Модель эффективна, если она обеспечивает  организационно-правовое межведомственное взаимодействие образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе  в период их постинтернатной адаптации  на  высоком и допустимом уровнях.