ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

Министерство образования, науки и молодежной политик Республики Алтай

ГОУ НПО РА «Профессиональное училище №84»

 

 

 

                                                   Утверждаю:

Руководитель стажировочной

                                                 площадки

                                                  В.Г. Затеев

«_____»_____________2011г.                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Предпрофессионального  образования

по профессии  «Социальный работник»

 

 

                                           «Сам себе  доктор»

 

 

 

 

 

                                                                                       Составитель: Гордеева

                                                                               Ольга Григорьевна                        

                                                                                            Мастер производственного

                                                                                     обучения по профессии

                                                                                     «Социальный работник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Горно-Алтайск

2011г.

                                       Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся  10–х классов, опирается на знания о строении и функциях организма.  Ориентирует на изучение физиологических особенностей человека с целью самопознания и реализации своих  возможностей. Содержание знакомит с факторами риска для здоровья, изучением проблем сохранения здоровья. Большое внимание уделено самонаблюдениям: предполагается проводить эксперименты, учиться анализировать и оценивать их результаты, определять состояние физического и психического здоровья.

Данный курс поможет реализовать возможности представляемые природой человеку, оценить свои  склонности, потребности, интересы.

Предполагаемый курс выстроен в строгом соответствии с обозначенными установками.

Его цели:

1.                    Расширить мировоззрение учащихся по ряду вопросов современной антропометрии.

2.                    Заинтересовать учащихся в получении более глубоких знаний по биологии человека.

3.                    Формировать навыки самоконтроля, позитивное отношение к своему здоровью.

4.                    Использовать полученные знания на практике.

Задачи курса:

  • Научить анализировать и оценивать  состояние психического и физического здоровья;
  • Научить навыкам самоконтроля;
  • Научить анализировать и оценивать результаты самонаблюдений;
  • Развивать умение работать с литературой;
  • Совершенствовать умение готовить творческий отчёт на заданную тему;
  • Формировать  предметную, социальную компетентность.

Актуальность программы заключается в том, что учащиеся должны понимать, что здоровье человека как личное дело каждого, так и общественное достояние;  также она способствует формированию сознательного, бережливого отношения к здоровью.

Общими принципами отбора материала являются:

  • Научность, обеспеченная отсутствием «принимаемых на веру» факторов;
  • Наглядность, обеспеченная наличием схем, таблиц, дополнительной литературы;
  • Доступность, обеспеченная опорой на уже изученные понятия и факты;
  • Практическая направленность, обеспеченная формированием грамотного отношения к своему здоровью;
  • Реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания   программы за 8 часов

 

Системность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Инвариантность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включённых в неё знаний; их  отбором в соответствии с задачами профильного обучения, модульным принципом построения.

Особенность курса заключается в том, что курс включает  все сведения, необходимые для достижения целей и задач обучения.

Курс является предметно-ориентированным, так как он:

  • Выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личного опыта выбора собственного содержания образования;
  • Расширяет и углубляет базовый курс по биологии;
  • Развивает интерес к анатомии, физиологии и гигиене;
  • Позволяет осознанно выбрать химико-биологический профиль.

 

Учащиеся, окончившие данный курс, должны овладеть следующими знаниями и умениями.

Знать:

1.     Показатели развития организма.

2.     Факторы риска для здоровья.

3.     Роль труда и физических упражнений для формирования осанки, роста организма.

Уметь:

1.     Оценивать физические возможности организма.

2.     Проводить самонаблюдение.

3.     Работать с литературой.

4.     Составлять творческий отчёт по итогам эксперимента.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 8 часов в одну из четвертей учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Методические особенности курса

Приоритетная роль при изучении данного курса отводится развитию следующих умений, видов познавательной деятельности девятиклассников:

§  Работать с источниками информации;

§  Анализировать влияние двигательной активности на здоровье человека;

§  Составлять режим дня, рационального питания;

§  Составлять сообщения, участвовать в дискуссиях по проблемам курса;

 

Организация учебной работы с учащимися направлена на:

  • Проблемное изложение и изучение материала, создание познавательных проблемных ситуаций;
  • Выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся;
  • Реализацию принципа совместного целеполагания «цель учителя – цель ученика».

 

Все задания рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для повышения эффективности желательно проводить работу в малых группах, с последующим обсуждением полученных  выводов.

 

 

                                 Структура программы

                                  

                                      Введение

Модуль 1. «Показатели развития организма»

Количество часов – 4

в том числе:

лекция – 0,5

практические занятия – 3

семинар – 0,5

1.  Когнитивные компоненты: здоровье человека, продолжительность жизни, антропометрия, динамика роста, нарушение осанки и её последствия, роль физических упражнений в формировании осанки, активизация роста организма. Работы Кювье, Герасимова М.М.

2.  Деятельный  компонент: работа с литературой, подготовка сообщений. Выполнение практических работ. Составление отчётов по практикуму. Анализ состояния здоровья, показателей развития организма.

3.  Формы контроля: собеседование по итогам практической работы. Отчёт о результатах практикума. Заслушивание сообщений. Семинар  «Показатели развития организма»

 

Модуль 2. «Искусство быть здоровым»

Количество часов  - 4

В том числе:

лекция -  2,5

практическая работа  - 1

лабораторная работа  -  0, 5

 

1.        Когнитивный  компонент: кодекс здоровья, физическое и психическое здоровье. Основы здорового образа жизни. Факторы риска, роль двигательной активности, рациональное питание, саморегуляция.

2.        Деятельный компонент: подготовка докладов, обсуждение прочитанного. Выполнение практических и лабораторных работ. Самооценка здоровья.

3.        Формы контроля: составление отчётного задания по итогам практических и лабораторных работ, составление доклада и его  защита.

 

 

                                Содержание  программы

Модуль 1. «Показатели развития организма»

 

Тема 1. «Особенности организма»

Антропометрия. Параметры среднестатистического человека. Физическое развитие подростков в зависимости от возраста. Измерение веса и окружности грудной клетки.

Практическая  работа № 1.  Измерение веса.

Практическая работа № 2. Измерение окружности грудной клетки в состоянии дыхательной паузы.

 

Тема 2. «Загадки роста».

Физические особенности роста. Определённый рост. Карлики и великаны. Определение окончательной длины тела. Роль физических упражнений для увеличения  роста.

Практическая работа № 3. Определение окончательной длины тела по росту родителей.

 

Тема 3. «Осанка»

Осанка. Нарушение осанки. Сколиоз, лордоз, кифоз. Определение осанки в положении стоя и при ходьбе. Роль физических упражнений для формирования осанки.

Практическая работа № 4. Определение осанки в положении стоя и при  ходьбе.

 

Тема 4. «Пропорции тела»

Телосложение. Измерение пропорций тела с возрастом. Корреляция (соотношение частей тела). Работы Кювье, Герасимова М.М.

Практическая работа № 5. Изучение соотношений чачстей тела.

Модуль 2. «Искусство быть здоровым»

 

Тема 1. «Физическое и психическое здоровье»

Здоровье. Психическое и физическое здоровье. Эмоции и здоровье.

 

Тема 2 «Двигательная активность»

Значение двигательной активности для организма. Сила мышц. «Тренировочный эффект» Правила  физических занятий. Степень  физической подготовки и самоконтроль.

 

Тема 3. «Рациональное питание»

Рациональное питание. Правила питания. Оценка правильного питания. Питьевой режим. Анализ питьевой воды.

Лабораторная работа № 1. Анализ питьевой воды.

 

Тема 4. «Здоровье и факторы риска».

Факторы, влияющие на здоровье, образ жизни, привычки, условия труда и проживания. Наследственность, внешняя среда, природно-климатические условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                           Модуль 1.   4 часа  «Показатели развития организма»

 

п/п

Название раздела программы

 

 

 

 

часов

лекций

практических работ

семинаров

  Методы

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

 

Показатели развития организма

4

0,5

3

0,5

 

 

 

1

Особенности организма

 

0.5

0.%

 

Лекция, частично-поисковый

-усваивают информацию

-анализируют таблицы

- выполняют практическую работу

№ 1, 2

- отчёт о практической работе

- собеседование по результатам практикума и анализа таблиц

2

Загадки роста

 

 

1

 

Практический, словесный

- практическая работа

 № 3

- анализ таблиц

- сообщения учащихся

- содержание сообщений

- отчёт о практической работе

3.

Осанка

 

 

1

 

Частично-поисковый

-практическая работа № 4

- работа с литературой

- отчёт о практической работе

- собеседование по вопросам

4.

Пропорции тела

 

 

0,5

0.5

Практическая работа, семинар

-практическая работа № 5

-выступление по заранее предложенным вопросам

- отчёт о практической работе

- участие в семинаре

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

                                                     Модуль 2.  4 часа.  «Искусство быть здоровым»

 

 

 

Искусство быть здоровым

4

2,5

1

0,5

 

 

 

1.

Физическое и психическое здоровье

 

1

 

 

Лекция с заданиями

-участие в беседе

- составление тезисов лекции

-упражнения по саморегуляции

- составление тезисов

- навыки по саморегуляции

2.

Двигательная активность

 

 

1

 

Практический

-тесты по самоконтролю

-участие в беседе

- составление маркировочной таблицы

-участие в беседе

- отчёт о практической работе

3.

Рациональное питание

 

0,5

 

0,5

Частично-поисковый, лекция

-тестирование по самоконтролю

Лабораторная работа № 1

- отчёт и выводы по лабораторной работе

- выводы по самоконтролю

- составление тезисов

4.

Здоровье и факторы риска

 

1

 

 

Лекция с выступлениями учащихся

- защита доклада

- составление таблицы

- выступление по содержанию доклада

- содержание таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                    Список литературы

Для учителя

1.                    Басов А. В., Запороженко В.Г., Тихомирова Л.Ф. Образ жизни и наше здоровье. – грославль: Верневолжское издательство, 1989.

2.                    Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Москва, Просвещение, 1983.

3.                    Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основа гигиены и санитарии .- Москва, Просвещение, 1989

4.                    Маш Р.Д., Сайбельман Р.М. Кружок юный медик.// Биология. 1995 –

           № 25 с. 2-3

5.                    Маш Р.Д. , Сайбельман Р.М. Кружок юный медик.// Биология .1995 –

            № 26 с. 6

6.                    Маш Р.Д., Сайбельман Р.М. Кружок юный медик.// Биология. 1995 –

           № 27 с. 3

7.                    Петровский С.  Наука о питании. – Москва. Знание, 1968

8.                    Фатникова А.Я. Человек и его здоровье//Биология – 1996 № 14 с.6

9.                    Тверская С, Утешинская Д. Здоровье человека. Учебное пособие для дифференцированного обучения ученика. Биология.1994 № 16 с.6

 

Для учащихся

1.     Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда ( учебное пособие) – Москва, Новая школа, 1997

2.     Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Москва, Просвещение, 1978

3.     Коростелев Н.Б. От А до Я – Москва, Медицина, 1987

4.     Павлоцкая Л.Ф. и др. Физиология питания. – Москва, 1989

5.     Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье ( учебное пособие) Москва, Просвещение, 1983

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

 

             Практическая часть программы  «Сам себе доктор»

 

                                  Практическая работа № 1.

Тема : «Измерение веса»

Цель: научиться измерять вес.

Оборудование: напольные весы

 

                                 Порядок проведения работы.

1.     Определить вес своего тела.

2.     Сравнить результаты с показателями в таблице «Средние данные физического развития подростков в зависимости от возраста»

3.     Сделать выводы о физическом развитии.

 

 

                                  Практическая работа № 2.

Тема: «Измерение окружности грудной клетки в состоянии дыхательной паузы»

Цель: научиться измерять окружность грудной клетки.

Оборудование: измерительная лента сантиметр.

 

                               Порядок  проведения работ.

1.     Поднять руки вверх и задержать дыхание в состоянии дыхательной паузы (после спокойного выдоха).

2.      Опоясать грудную клетку измерительной лентой, после чего  руки опускают. На спине лента проходит под нижними углами лопаток, на груди у мальчиков – по нижнему краю сосковых кружков, у девочек – над грудной железой. При измерении нельзя поднимать плечи и сутулиться.

3.     Сравнить данные результаты с показателями в таблице «Средние данные физического развития подростков в зависимости от возраста»

4.     Сделать выводы о физическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Средние данные физического развития подростков

                                          в зависимости от возраста

Возраст, лет

                    Мальчики

 

                Девочки

Рост, см

Масса, кг

Окружность грудной клетки, см

Рост, кг

Масса, см

Окружность грудной клетки, см

10

138,6

32,4

64,9

138

32,6

63,8

11

142

34,6

67,1

142

34,4

65,1

12

146,5

38,2

67,4

151

41

68, 2

13

152, 5

43,1

73,2

155

45,5

73, 3

14

158, 5

49

76, 7

159

49, 1

76, 5

15

166, 5

54, 7

81, 5

159, 5

52, 3

78, 5

16

173

61, 4

86, 8

162

54,9

80, 7

17

174, 8

65,2

89

163, 5

56, 8

83

18

175, 6

67, 8

90,8

164

57,3

83, 5

 

 

                                        Практическая работа № 3

Тема: «Определение окончательной длины тела по росту родителей»

Цель: определить окончательную длину тела по росту родителей.

Оборудование: треугольник, ростомер или сантиметровая линейка.

 

                                       Порядок проведения работы.

1.     Определить на стене точку, соответствующую росту. Для этого одним катетом треугольника упереться в стену, вторым прикоснуться к темени испытуемого. Определить рост.

2.     Измерить расстояние от найденной точки до пола сантиметровой линейкой.

3.     Определить возможную длину тела по росту родителей по формулам:

                   Д с  = 0, 54 х ( Д от + Д м  ) – 4,5

                               Д  д  = 0, 51 х ( Д  от   + Д м ) – 7,5

Д с = длина тела сына

Д от = длина тела отца

Д м = длина тела матери

Д д = длина тела дочери ( все в см0

 

4.     Рассчитать процент роста от окончательной длины тела по росту родителей, приняв окончательный рост длины тела  по росту родителей за 100 %.

5.     Сделайте вывод о соответствии вашего роста расчётным величинам.

 

 

 

                           Практическая работа № 4.

Тема: «Определение осанки в положении стоя и при ходьбе».

Цель : научиться определять осанку в положении стоя и при ходьбе.

 

                          Порядок проведения работы.

Задание 1. Проверьте осанку в положении стоя.

1.     Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, затылок и межлопаточная область касались стены. Пятки должны  быть вместе, носки врозь.

2.     Проверить правильность  осанки в положении стоя можно, просунув кулак между поясничным изгибом и стеной. В норме должна проходить лишь разжатая ладонь.

3.     Сделать выводы о нарушении осанки. Нарушения бывают лёгкие, средние, тяжёлые.

 

Задание 2. Проверьте осанку при  ходьбе.

1.              Проверить  правильность осанки при ходьбе можно, положив книгу на темя и ходить с ней, чтобы она не упала. Можно приседать и совершать любые другие движения.

2.              Определить  правильность осанки при ходьбе по времени удержания предмета на голове во время движения.

 

Предполагаемый результат.

При обнаружении нарушения осанки рекомендуется регулярно проверять осанку и выполнять  физические упражнения.

 

 

 

                            Практическая работа № 5

  Тема: «Изучение соотношений частей тела».

Цель: Познакомиться с закономерностями , существующими между различными частями тела (рисунок)

 

                               Порядок проведения работ.

1.                    Убедиться, что длина ладони равна длине лица ( от подбородка до начала волосяного покрова), то есть ладонью можно закрыть лицо.

2.                    Убедиться, что длина предплечья равна длине стопы, а длина стопы равна окружности кулака. При измерении окружности кулака мерная лента должна проходить по пястно-фаланговым  суставам. Узнать, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак, а подобрать нужный размер обуви, если сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья.

3.                    Убедиться, что расстояние между кистями разведённых в стороны рук равно сумме длин обеих ног. Определить подходят ли брюки по длине, можно, если растянуть их в разведённых руках. Если это удается, и брюки не провисают, то они подходят.

4.                    Убедиться, что длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.

 

Ожидаемый результат.

Анализ покажет, что соотношения  частей тела верны лишь приблизительно,  причём у одних несоответствия будут большими, у других меньшими. Эти отключения являются вариантом нормы и не являются недостатком фигуры.

 

 

                Лабораторная  работа № 1.

Тема: «Анализ питьевой воды»

Цель: изучить параметры разной воды: колодезной, речной, дождевой (снеговой), водопроводной.

Оборудование: 1) вода ( снеговая, колодезная, водопроводная, речная)

                           2) раствор перманганата калия

                           3) раствор соляной кислоты

                           4) стаканы

                           5) воронки

                           6) пипетки

                           7) фильтровальная бумага

                           8) стерильные чашки Петри с питательной средой

 

                      Ход работы.

1.     В четыре разных стакана отлить воду из заготовленных проб.

2.     Определить цвет, прозрачность, наличие мути в воде.

3.     Из фильтровальной или промокательной бумаги сделать фильтры, вложить в воронки. Смочить чистой водой: бумага должна плотно прилегать к стеклу.

4.     Отфильтровать каждую из заготовленных проб отдельно. Для этого взять по 50 мл воды каждого образца.

5.     Определить количество органических веществ в воде. Для этого взять по 2 мл воды фильтрата каждой из проб и подкислить несколькими каплями соляной кислоты. Затем по каплям  добавить  розовый раствор перманганата калия.

6.     Подсчитать , сколько капель KMnO 4  необходимо для полного окисления органических веществ, содержащихся в пробе воды. Капать до тех пор, пока вода не станет розовой, и такая окраска будет держаться не менее 1 минуты.

7.     Микробиологический анализ: набрать в пипетку 1 мл  исследуемой воды, быстро вылить на застывший питательный субстрат, находящийся в чашке  Петри. Закрыть плотно крышкой.

8.     Через сутки подсчитать количество выросших колоний микробов ( пятна белого, желтого или другого цвета). Данные занести в таблицу.

9.      Анализ образцов воды, взятых из разных источников.

Вода, взятая для исследования

                    Параметры исследуемой воды

цвет

прозрачность

Наличие мути в фильтре

Наличие крупных частиц на фильтре

Наличие органических соединений

Микробные загрязнения (число колоний)

Снеговая

 

 

 

 

 

 

Водопроводная

 

 

 

 

 

 

Колодезная

 

 

 

 

 

 

Речная

 

 

 

 

 

 

 

10.                 Сделать вывод о качестве воды.

 

Возможные результаты анализа воды:

§  В норме вода должна быть бесцветной и прозрачной.

§  Если вода окрашена в красноватый цвет, в ней много солей железа.

§  Непрозрачность воды объясняется наличием мелких коллоидных частиц.

§  Если число колоний больше 100, употреблять такую воду нельзя даже в кипячёном виде.

 Элективный курс "Помоги себе сам"

 

Торбина Тамара Владимировна, педагог-валеолог

 

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей

 

Пояснительная записка.

 

Здоровье - бесценный дар природы и сохранить его - важная задача для каждого человека. Проблемы здоровья волновали и волнуют все человечество испокон веков. Данные медицинской статистики говорят о том, что с каждым годом увеличивается процент больных детей. Учеба в школе связана с большой нагрузкой, создает напряжение, вызывает стрессы, которые неизбежно сказываются на состоянии здоровья ребенка, пассивное отношение к охране и формированию детского организма приводит к нарушениям осанки и плоскостопью, нервно- психологическим расстройствам, снижению остроты зрения, уменьшению количества здоровых детей. На состояние здоровья отрицательно воздействуют следующие факторы:

сокращение продолжительности сна;

снижение времени пребывания на свежем воздухе;

интенсификация обучения, связанная с использованием компьютеров, видеотехники;

короткий световой день;

снижение двигательной активности

 

Поэтому на современном этапе необходимо создать здоровье-сберегательную среду образовательного процесса, которая поможет учителю и ребенку сохранить свое здоровье.

 

В данный курс включены упражнения для улучшения самочувствия,

 

Снятие усталости, стресса, давления, активизации работы головного мозга, предупреждения простудных заболеваний.

 

Программа включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию ребенка, большая роль отводится музыке, которая выступает в качестве важного фактора развития и оздоровления детей.

 

Программа курса "Помоги себе сам" разработана в соответствии с требованиями законов Российской федерации "Об образовании", "Основ законодательства РФ по физкультуре и спорту", "Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан".

 

Комплекс оздоровительных упражнений поможет детям держать в отличном состоянии свое тело, иметь здоровый организм, бодрость, хорошее настроение и работоспособность.

 

 Учебно-тематическое планирование.№ п/п    Название темы    Кол-во часов

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

 

 

 

 

9

 

10

 

 

 

 

 

11

 

12

 

13     Физические упражнения.

 

Твое здоровье и долголетие.

 

Твой распорядок дня.

 

Пальчиковые упражнения.

 

Аэробика головного мозга.

 

Диета успеха.

 

Секреты массажа.

 

Упражнения по Васильевой.

Статическая гимнастика. Что означает это слово? Укрепление мышц пресса и спины. Практическая часть.

Гимнастика рук и ног. Практическая часть.

Гимнастика горла и ушных раковин. Практическая часть.

 

Золотые правила К. Ниши.

 

Позвоночник:

Шейный отдел позвоночника.

Верхнегрудной .

Нижнегрудной

Поясничнокрестцовый

 

Звукотерапия.

 

Тестирование.

 

Комплексы упражнений      

3

 

1

 

1

 

5

 

1

 

1

 

4

 

3

 

 

 

5

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

 

2

 

 

Содержательная часть программы.

Физические упражнения против усталости. Характерные признаки усталости после физической и умственной работы. Отличительные черты этих признаков.

Упражнения для снятия физической и умственной усталости.

Релаксация. Ее значение. Виды деятельности человека, вызывающие утомление человека и переутомление организма. Практическая часть.

Твое здоровье и долголетие. Основные физические качества человека: сила, гибкость, выносливость. Упражнения, развивающие силу рук, ног. Влияние на здоровье и долголетие. Выполнение упражнений для развития силы.

Твой распорядок дня. Для чего нужен режим дня? С чего начинается утро? Утренний комплекс упражнений. Значение утренней гимнастики. Значение режима дня школьника для укрепления здоровья, улучшения успеваемости.

Пальчиковые упражнения. Что такое " Мудра"? Как и для чего выполняются пальчиковые упражнения? Пальчиковое упражнение для снятия боли в сердце. Методика его выполнения. Практическое занятие.

" Окно мудрости". Методика выполнения. Развитие мышления, активизация умственной деятельности, предупреждение нарушений мозгового кровообращения. "Знание". Методика выполнения. Снять тревогу. Улучшить мышление, активизировать память

Мудра " Жизни" Методика выполнения. Как с помощью особого расположения пальцев усилить жизненные силы, повысить работоспособность, улучшить общее самочувствие, улучшить остроту зрения, снять утомление. Практическое занятие.

Мудра "Земли". Методика выполнения. Как снять стресс, улучшить психофизическое состояние. Практическое занятие.

Мудра "Поднимающая". Методика выполнения. Мобилизация защитных сил организма, повышение иммунитета.

Аэробика головного мозга. Что это такое? Как заботиться о своем мозге, развивать умственные способности. Практические занятия.

Диета успеха. Как правильно питать мозг.

Секреты массажа. Что такое акупрессура. Ее история Виды массажа.

Точечный массаж. Расположение точек на лице и голове Методика выполнения. Действие точечного массажа на организм. Практическое занятие.

Самомассаж. Приемы самомассажа. Точечный массаж для близоруких и для предрасположенных к близорукости. Практическое занятие.

Самомассаж для профилактики простудных заболеваний. Практическое занятие.

Упражнения по И. Васильевой. Статическая гимнастика. Что означает это слово. Укрепление мышц пресса и спины. Практическое занятие.

Гимнастика ног и рук. Практическое занятие.

Гимнастика горла и ушных раковин. Практическое занятие.

Золотые правила К. Ниши. "Первое правило здоровья: " Твердая постель". Позвоночник- основа скелетной мускулатуры и нервной системы. Важные функции позвоночника. Нарушения позвоночника. Виды осанки. Ночной сон на твердой постели для исправления нарушений осанки. Второе правило здоровья: " Твердая подушка". Правильное и неправильное положение позвоночника во время сна. Расположение шейных позвонков на твердой подушке. Хронические боли в области шеи . Причины их возникновения.

"Третье правило здоровья": "Золотая рыбка". Значение третьего правила здоровья для исправления нарушений в позвоночнике. Методика выполнения упражнения "Золотая рыбка". Практическое занятие,

"Четвертое правило здоровья" " Упражнения для капилляров". Почему Кацудзо Ниши придавал особое значение капиллярам? Гимнастика Ниши для капилляров. Методика выполнения.

"Пятое правило здоровья: "смыкание стоп и ладоней". Значение упражнения смыкания стоп и ладоней в работе диафрагмы, координации функции мышц, нервов и кровеносных сосудов области паха, живота и бедер. Методика выполнения упражнений.

Шестое правило здоровья: "Упражнения для спины и живота". Значение выполнения упражнения для нормального функционирования внутренних органов и систем. Методика выполнения упражнения. Практическое занятие.

Позвоночник. Здоровый позвоночник- непременное условие успешного оздоровления. Подгруппы позвоночника. Шейный отдел позвоночника. Что дает нам работа над шейным отделом позвоночника? Методика выполнения. Практическое занятие.

Верхнегрудной отдел позвоночника. Роль этого отдела позвоночника. Методика выполнения упражнений для верхнегрудного отдела.

Нижнегрудной отдел позвоночника. Зачем выполняются упражнения для нижнегрудного отдела позвоночника?

Методика выполнения упражнений. Практическая часть.

Пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Для чего нужно выполнять упражнения для пояснично-крестцового отдела позвоночника? Методика выполнения упражнений. Практическая часть.

Звукотерапия. Где применяется звукотерапия. Как нужно произносить гласные звуки? Какие правильно произнесенные гласные активизируют мозг, гортань, щитовидную железу, приводят в порядок среднюю часть груди, массируют сердце? Методика произнесения звуков. Практическая часть.

Тестирование. Твое здоровье.

Распорядок дня.

Вредные привычки. Анкета: "Курение или здоровье".

Комплексы упражнений. Комплексы дыхательной гимнастики. Значение упражнений для укрепления органов дыхательной системы.

Комплексы упражнений для снятия утомления и повышения работоспособности. Методика проведения этих комплексов.

 

Цели программы:

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Обучение детей, их родителей и учителей способам и приемам сохранения и укрепления здоровья.

Пропаганда здорового образа жизни.

 

Задачи:

Сформировать у детей привычку к постоянному вниманию к своему здоровью.

Научить приемам и способам концентрации внимания и памяти.

Обучить детей секретам нетрадиционных средств оздоровления.

 

Диагностический инструментарий программы.

Тесты двигательной подготовленности учащихся.

Анкеты состояния здоровья, режима дня, нормализация учебной нагрузки.

Графики диагностических исследований, мониторингов состояния здоровья детей.

 

Методическая часть программы.

 

Требования к уровню усвоения учебного материала.

 

В результате изучения программы элективного курса "Помоги себе сам" учащиеся должны

 

Знать:

Приемы определения осанки.

Приемы совладения со стрессом.

Приемы улучшения памяти, внимания.

Как снять головную боль.

Как нормализовать давление.

Как улучшить состояние психики.

Способы сохранения зрения.

Упражнения для быстрого снятия усталости.

Упражнения для осанки.

Место здоровья в системе жизненных ценностей

Пальчиковые упражнения

Золотые правила Нитши

Упражнения для позвоночника

 

Уметь:

Определять место здоровья в системе жизненных ценностей.

Определять нарушение осанки.

Выбрать оздоровительный маршрут.

Использовать пальчиковые упражнения для снятия стресса, давления, болей в сердце.

Правильно выполнять упражнения для позвоночника, золотые правила К Нитши

С помощью лицевой терапии улучшить состояние психики.

Повысить работоспособность.

Активизировать работу головного мозга.

Снять усталость.

Результатом изучения курса является уменьшение пропусков уроков по болезни, улучшение самочувствия, зрения, работы кишечника, кровообращения, концентрации внимания, развитие способностей.

 

Данный курс предполагает использование методов работы, как репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы под руководством учителя.

 

Основной формой работы является учебное занятие, проводимое раз в неделю, курс рассчитан на 34 часа.

 

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ.

Валеология-наука о здоровье.

Внимание-сосредоточенность мыслей и зрения, слуха.

Давление-давление крови в сосудах.

Кинезиология- наука о развитии человеческого мозга через движение.

Массаж- растирание тела, лица с лечебными или гигиеническими целями.

Мозг- центральный отдел нервной системы человека и животных- нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника.

Мудра- это особое положение рук, строго определенное каноном.

Осанка- внешность, умение держать себя( преимущественно о положении корпуса, складе фигуры).

Позвоночник - скелетная ось, образуемая цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе мозг.

Почки - парные органы, образующие и выделяющие мочу.

Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.

Полушария - половина шара, а также предмет такой формы. Полушария головного мозга, орган высшей нервной деятельности.

Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха.

Стресс - вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения.

Тонзиллит - воспаление миндалин.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева. Целитель набирает силу: Новосибирск, 2996 г.

Ф. Вагнер. Акупрессура. Пособие по точечному массажу. Питер. Санкт- Петербург, 1997.

Валеология. Справочник школьника: Донецк, БАО, 1998.

Ю. Г. Золотарев. Жить не болея. Социум. Санкт-Петербург, 1995 г.

А. Летвинов. 12 сторон ладоней.

М.Ф. Мюллер. Лицевая рефлексотерапия. Питер. Санкт-Петербург, 2003г.

М. Норбеков. Опыт дурака, или ключ к прозрению. И. Д. Весь, 2001.

М. Норбеков, Л. Фотин. Дорога в молодость и здоровье. АРДЛТД, 2000 г.

М. Норбеков. Дурака учить, что мертвого лечить или советы здоровья на каждый день. И. Д. Весь. Санкт-Петербург, 2002.

К. Нитши. Система здоровья. М6 РИПОЛ классик, 2005.

Пак ЧЖЭ ВУ Сам себе СУ ДЖОК ДОКТОР. Москва. СУ Джок, Академия, 2004 г.

Л. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Родничок. Москва АСГ, 2003.

П.А. Федотов. Точечный массаж и ваше самочувствие. Ростовский а Дону горздрав, 1989.

Поделиться

        

 

 

 

 © 2011 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»