Форма 6

 

Отчет о работе   руководителей стажировочной площадки на базе автономного образовательного учреждения

начального профессионального образования Республики Алтай «Профессиональное училище №84»

 

1.     Тема площадки «Распространение современных моделей успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их постинтернатная адаптация».

 

2.     Механизм распространения моделей образовательной деятельности, используемый на площадке, заключается во внедрении образовательных продуктов социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в практику работы учреждений профессионального образования. Образовательные учреждения разрабатывают механизмы правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников, создают систему содействия трудоустройству выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают систему социального партнерства с органами местного самоуправления, общественными организациями и бизнес - структурами по вопросам социализации детей-сирот.

 

3.     Учреждения, входящие в состав площадки:

·        Бюджетное образовательное учреждение  Республики Алтай «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова»

·        Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»

·        Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

·        Автономное образовательное учреждение  дополнительного образования детей Республики Алтай «Республиканский Центр дополнительного образования детей»

·        Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Алтай «Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса»

·        Автономное образовательное учреждение начального профессионального образования  Республики Алтай «Майминское профессиональное училище №49»

Все учреждения распределены на территории региона очень компактно, основная часть сосредоточена в г. Горно-Алтайске и с. Майма. Такое распределение связано в первую очередь с интересами стажеров (отсутствие транспортных проблем, возможность получить консультационную и практическую помощь в кратчайшие сроки). Кроме того, это способствует более качественному межведомственному взаимодействию предприятий, организаций, общественных структур с базовыми и стажировочными площадками.

Одним из факторов, повлиявших на отбор учреждений, входящих в состав площадки послужило количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в образовательных учреждениях Горно-Алтайска (894 обучающихся).

 

4.     Отбор учреждений, вошедших в состав площадки, осуществлялся по результатам конкурса проектов в рамках III Республиканского фестиваля инновационных образовательных учреждений «Наша новая школа-2011» (Приказ ГОУ ИПКРО РА №3 от 27 апреля 2011г). Основанием для выбора учреждений послужило то, что они являются центрами разработки и внедрения инноваций.

 

5.     Организационный механизм работы стажировочной  площадки,  распределение функций  на площадке напрямую зависит от вида деятельности   учреждения, на базе которого создана площадка. Штатная структура стажировочной площадки  на базе АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84» включает: руководителя, заместителя руководителя и специалистов (социальный педагог и 2 психолога). Руководитель и его заместитель осуществляют планирование, координацию, анализ деятельности, контроль. Организация консультационной и информационной поддержки, досуговых, методических, учебных мероприятий для обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействие с базовыми площадками и другими учреждениями, разработка и реализация программ, проектов – специалистами.

 

             При реализации программы по постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей важен комплексный подход и взаимодействие разных структур.

Деятельность площадки невозможна без взаимодействия стажировочных и базовых площадок между собой и с другими учреждениями и осуществляется следующим образом:

 

 

     Учреждения профессионального образования.

Посещение учебных заведений, сбор информации о выпускниках. Информирование отделов по вопросам семьи и детства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

     Учреждения социальной защиты населения.

Оформление статуса малоимущего, другой льготной категории, получение социальных льгот (пособия, субсидии и т.д.).

     Лечебно-профилактические учреждения.

Контроль за сохранением здоровья. Оказание медицинской помощи.

     Центр психолого-медико-социального сопровождения.

Тренинги по формированию психологического здоровья, саморегуляции. Коррекционная работа по проблемным аспектам социализации и адаптации личности. Диагностика, индивидуальное консультирование специалистов

     Учреждения дополнительного образования.

Вовлечение выпускников в досуговую деятельность.

     Школы-интернаты.

Взаимодействие с другими учреждениями по вопросам социализации и адаптации своих воспитанников. Работа по индивидуальному консультированию, курирование внеучебной деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Общественные организации.

Организация полезной занятости и досуговой деятельности.

     Отделы по делам молодежи.

Оказание социальной, правовой, психологической помощи. Организация отдыха и оздоровления выпускников.

     Объединения работодателей.

Информация о профессиях, востребованных на рынке труда РА. Содействие ОУ в организации учебных и производственных практик.

     Правоохранительные органы.

Сбор информации по данной категории воспитанников. Проведение бесед, тренингов, профилактическая работа.

     Учреждения культуры.

Организация и проведение мероприятий на формирование устойчивого интереса, потребностей и навыков общения, здорового образа жизни и пр.

 

6.     Научное руководство деятельностью базовых образовательных учреждений осуществляется через проведение научно-методических семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций.

 

7.     На площадке АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84» реализуется программа «Взлетная полоса».

Программа представляет собой совокупность организационных, методических, учебных, досуговых мероприятий, позволяет сформировать систему консультационной, информационной поддержки обучающихся и выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью данной программы является оказание социально-психологической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной: на обеспечение выживания, развития и активного участия выпускников в жизни общества, создание условий для формирования их субъективной позиции.

Данная программа реализуется через вербально-тренинговые технологии, в которые включены игры, упражнения, практические занятия, рекомендации по установлению и улучшению межличностных отношений, по установлению деловых контактов, проведение информационных, обучающих и других профоориентационных мероприятий, проведение профессиональных экскурсий, практик на предприятиях и в учреждениях. Проведение профоориентационной диагностики, консультирование; организация публичных мероприятий по проблемам профориентации детей-сирот с участием социальных партнеров: представителей власти, СМИ, бизнеса. Проведение физических, психических, интеллектуальных, нравственно-духовных мероприятий  направленных на развитие личностных способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через создание условий для  открытия новых талантов, для пропаганды здорового образа жизни, практические занятия, где будут даны конкретные рекомендации по установлению деловых контактов с различными организациями, знакомство с культурными центрами г. Горно-Алтайска.

 

8.     (9, 10, 11) На базе АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84» программы стажировки не разрабатываются и не реализуются. Программами стажировки занимается БОУ  «ИПК и ППРО РА». Специалисты стажировочной площадки АОУ НПО РА «Профессиональное училище №84», работающие по программе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прошли обучение на базе БОУ  «ИПК и ППРО РА».

 

9.      Для определения перечня необходимого оборудования для реализации  программы  по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был проведен анализ  имеющейся материально-технической базы образовательных учреждений, на базе которых созданы площадки. Все заявки были проанализированы, сопоставлены с целями и задачами, а также планом работы стажировочных и базовых площадок. С учетом потребностей определился перечень необходимого оборудования и был  разработан порядок приобретения материальных ценностей.

За отчетный период осуществлено материально-техническое оснащение (в том числе закупка компьютерного, игрового и иного современного технологического оборудования, программного обеспечения и др.);

АОУ НПО РА «Профессиональное училище № 84»:

- Приобретение автобуса -1шт,

Приобретение компьютерной техники, в том числе:

- системный блок 25 шт.

- монитор 25 шт.

- клавиатура 25 шт.

- мышь компьютерная 25 шт.

- кабель для монитора 5 шт.

-USB 800 VA 25 шт.  

- ноутбук 5 шт.

- Интерактивная доска 1 шт.

 

АОУ СПО РА «Горно-Алтайский техникум строительной индустрии и сервиса».

Приобретение компьютерной техники, в том числе:

- системный блок 25 шт.

- монитор 25 шт. 

- клавиатура 25 шт.

- мышь компьютерная 25 шт.

- USB 800 VA 25 шт.  

- Интерактивная доска 1 шт.

- Проектор 1 шт.

- Адаптер 1 штука.

- Крепление для проектора 1 шт.

- Секрет дело 1 шт.

 

БОУ «Институт повышения квалификации кадров и профессиональной переподготовки работников образования РА».

Приобретение компьютерной техники, в том числе: 

- системный блок 50 шт.

- монитор 50 шт.

- клавиатура 50 шт.

- мышь компьютерная 50 шт.

- USB 800 VA 50 шт.  

- Интерактивная доска 2 шт. 

- Проектор 2 шт.

- Адаптер 2 шт.

- Крепление для проектора 2 шт.

ГОУ ДОД РА «Республиканский Центр дополнительного образования детей».

-Приобретение ноутбуков 20 шт.

-Интерактивная доска 2 шт. 

-Проектор 2 шт.

- Адаптер 2 шт.

-Крепление для проектора 2 шт.

 

АОУ НПО РА «Майминское профессиональное училище № 49».

-Приобретение комплекта виртуального тренажера легкового автомобиля-1шт.

 

БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

-Приобретение оборудования для психологической разгрузки.

 

Все приобретенное оборудование установлено, используется полно и эффективно.

 

10.                  (13, 14, 15, 16)  Подбором методов  стажировки, подготовкой кадров базовых образовательных учреждений и специалистов стажировочной площадки, разработкой специальных программ для подготовки кадров площадки, набором стажеров для обучения  на площадке, заключением договоров с органами управления образованием занимается БОУ  «ИПК и ППРО РА».

 

11.                Мониторинг результатов реализации мероприятий стажировочной площадки организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов.

При проведении мониторинга стажировочной площадки используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках стажировочной площадки;

Результаты мониторинга стажировочной площадки используются при оценке эффективности реализации программы стажировочной площадки.

 

Мониторинг деятельности стажировочной площадки:

Результаты работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Процесс реализации деятельности стажировочной площадки

Условия для эффективной работы в рамках стажировочной площадки

1. Доля воспитанников, охваченных медико-социально и психолого-педагогической помощью

87%

1. Реализация проектной деятельности

5 проектов

1. Автотранспорт

автобус

2. Доля воспитанников, имеющих положительно-ориентированные жизненные планы

43%

2. Профориентационная работа

92 %

2. Материально-техническое оснащение

Компьютерная техника, интрерактивные технологии, оборудование мастерских

3. Доля воспитанников, имеющих высокий уровень к профессионально-трудовой готовности

57%

3. Содействие в трудоустройстве

76%

3. Научно-методический комплекс

Программы, проекты

4. Доля воспитанников, успешно адаптированных в школе-интернат № 1 им. Жукова

78%

4. Досуговые спортивно-оздоровительные мероприятия и эксурсии

26 мероприятий

 

 

5. Доля выпускников, успешно адаптированных в социуме

56%

 

 

6. Доля трудоустроенных выпускников

68%

 

 

7. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных программами предпрофессиональной подготовки и подготовки к поступлению в учреждения НПО, СПО, ВПО

86%

 

 

8. Доля воспитанников, поступивших в НПО, СПО и ВПО, от общего числа поступающих

72%

 

 

 

 

12.                  Деятельность площадки организуется и проводится согласно плана работы. Возникают различные трудности и вопросы, которые находят решение в ходе работы. Однако, хочется выделить некоторые проблемы.

Одной из главных проблем является повышение эффективности работы

с родителями, родственниками и законными представителями детей. Так как не всегда данная категория взрослых готова к активному сотрудничеству.

 Большей разработки требует направление, которое рассматривает  фактор  влияния на социализацию ребенка сироты – это его окружение в первую очередь сверстники.

Дополнительно требуется обновление материально-технической базы стажировочных и базовых площадок (новое современное оборудование для предпроффессиональной подготовки).

Считаем важным обеспечить дополнительное финансирование для организации летнего отдыха и трудовой занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях дополнительного привлечения внимания к данной проблеме необходимо создание видеофильмов и печатной продукции по социализации детей-сирот. Более активное освещение проблемы в СМИ.

 

 

13.                  Какая помощь федеральных научных и образовательных учреждений требуется?

Требуется федеральная поддержка учреждений и предприятий, сотрудничающих с образовательными учреждениями по вопросу трудоустройства выпускников.

 

·        Организация и проведение семинаров на федеральном уровне по вопросу «Эффективные методы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

·        Организация круглых столов по обмену опытом в других регионах, которые апробировали свои программы и разработали рекомендации в данном направлении.

·        Организация видеоконференций с федеральными центрами, так как обмен опытом важен не только между образовательными учреждениями регионального уровня.