Министерство образования Республики Коми

Министерство образования Республики Алтай

Региональная стажировочная площадка

по социализации детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

Социально-психологический портрет

обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

Социально-экономические и социальные процессы, происходящие в стране, республике, всколыхнули аспекты социально-психологической системы ценностных ориентаций различных групп, слоев  и отдельных людей. Наиболее ярким представителем этих изменений во все времена являлись дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Жизненная неопределенность в условиях рынка, засилье криминальной среды, отсутствие мировоззренческих устоев и твердых нравственных опор – все  это вызывает тревогу и ощущение дискомфорта у ребят и делает ее легко подверженной дурному влиянию.

         На лицо кризис профессионального самоопределения – желаемого и реального: хотел поступить в одно место, не получилось, пришел в другое. Мы знаем, что осознанное отношение к будущей профессии может формироваться длительный период.

         А какой обучающийся пришел к нам в на стажировку? По проведенному в начале учебного года анализу социальных показателей, мы получили следующие цифры.

         На сегодняшний день  227 охвачено диагностикой , из них:

1.     девушек – 84% (190 чел.),  юношей - 16% (37 чел.).

2.     , не достигшие 18 лет – 73% (166 чел), совершеннолетние – 27%  (61 чел.)

3.     В общежитии проживают 66 % (149 чел.), 28,5 % (65 чел.) –  проживающие в городе, на квартире; 2.5 % (6 чел.) – проживают в городе у родственников; 3% (7 чел.) – снимают в городе жилье.

 

 

4.     Из общего количества  не имеют заболеваний – 57% (93 чел.) ; 8,7% (14 чел.) занимаются физической культурой в подготовительных медицинских группах, 6% (10 чел.) – в специальных медицинских группах. Наиболее часто встречающиеся заболевания среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – миопия слабой и средней степени, нарушения осанки, вегетососудистая дистония, хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит.

В период адаптации, нами был изучен уровень  мотивации ребят к учебной деятельности. В наше время важно обучить не только  предметным знаниям, профессиональным умениям, навыкам, а сформировать личность  как будущего профессионала. При этом воспитание личности заключается в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются показателями качества будущей жизни.

Очевидно, что мотивация имеет большое значение в процессе жизненного становления личности. Даже ребята с посредственными способностями вполне могут рассчитывать на успех  в  деятельности при проявлении настойчивого интереса, при высокой познавательной активности. Высокая мотивация   может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса  требуемых знаний, уме­ний и навыков.

Цель методики: выявление уровня развития и направленности мотивации учебной деятельности.

 

Диаграмма  

Показатели уровня  учебной мотивации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

Наиболее  благоприятные показатели по уровню учебной мотивации выявлены у 62%.    Большая часть имеют средние показатели учебной мотивации.

Среди разнообразных мотивов учения принято выделять внешние и внутренние мотивы. Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности, то есть в  условиях учебной деятельности овладение содержанием предмета  является и мотивом и целью. В тех случаях, когда мотивация имеет внутренний характер, получаемые знания являются ценностью.

 

Понятие «направленность личности», введенное С.Л.Рубинштейном можно использовать и при изучении профессиональной мотивации. Профессиональная направленность-это совокупность мотиваций, связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих на процесс получения профессии.

Цель методики: определение уровня профессиональной направленности, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней.

Для человека с высоким уровнем профессиональной направленности характерна стабильная, достаточно высокая успеваемость. Они проявляют активный интерес к избранной профессии, переходящий в склонность; для них характерно проявление инициативы и самостоятельности, целеустремленности и творческого начала. Для данной категории  особенно характерно наличие ясно осознанного идеала

Для учащихся со средним уровнем сформированности профессиональной направленности также характерна достаточно высокая успеваемость, но стабильный устойчивый характер она имеет лишь по нескольким «избранным» дисциплинам. У этой группы учащихся возможно проявление пренебрежительного отношения к дисциплинам, не входящим в профессиональную подготовку. Они также проявляют инициативу и самостоятельность в процессе учебно-производственной деятельности, имеют твердые жизненные установки на профессию. Профессиональное постоянство у них характеризуется инициативностью, устойчивостью и действенностью, но с незначительным проявлением творчества. В характере у них особо выделяются деловитость и целенаправленность; ведущие мотивы - стремление глубоко освоить профессию и добиться с ее помощью материального благополучия.

Третью группу составляют обучающиеся с преобладанием низкого уровня профессиональной направленности. Они имеют определенные установки на профессию, но мало проявляют самостоятельность и активность во время учебы. Они посредственно успевают по всем предметам. Профессиональные интересы и склонности учащихся этой категории можно квалифицировать как малоактивные и неустойчивые. Их профессиональная направленность ярко не выражена и носит неустойчивый, разбросанный характер.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма

Диаграмма показателей уровня  сформированности профессиональной


мотивации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 .

 

 

38% детей имеющих высокий уровень профессиональной направленности, Здесь 65% имеют высокие показатели профессиональной мотивации. Высокие показатели по  уровню профессиональной направленности.. Вероятнее всего, у большей части опрошенных выбор профессии был осознанным. Преобладают внутренние мотивы к получению  профессии. Высокая профессиональная направленность  свидетельствует о том, что стремятся к овладению избранной специальностью. Получаемая профессия им нравится, они хотят в будущем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии; в свободное время занимаются делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеют круг знакомых – специалистов в области избранной профессии; считают свою профессию делом своей жизни.

Низкий уровень профессиональной мотивации у 16%. Возможно, эти  ребята сделали ошибку при выборе профессии, поскольку у них же диагностируется низкий уровень учебной мотивации. Низкий уровень профессиональной направленности свидетельствует о том, что студенты вынужденно учатся поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими причинами.

У большинства опрошенных преобладает средний уровень профессиональной мотивации 46%.

Рассматривая соотношение внешних и внутренних мотивов обучения в учебной и профессиональной мотивации, можно сделать вывод, что в учебной и в профессиональной  мотивации преобладают внутренние мотивы деятельности. Это означает, что действительно, многие  сделали правильный выбор, стремятся учиться  именно в выбранном учебном заведении. Показатели учебной мотивации  значительно выше, чем профессиональной. Это естественно и связано с тем, что ребята еще до конца не осознают содержание будущей профессии. До тех пор, пока они не побывали на практике, профессиональная деятельность для них неопределенна.

Во время выполнения заданий к методике «Готовность к саморазвитию»  испытуемым было предложено прочитать утверждение и оценить, насколько оно для них верно. Ребята должны были проанализировать такие свои личностные качества как, например, «желание больше узнать о себе», «стремление лучше и эффективнее работать», уверенность в своих силах, соответствие качеств и умений требованиям будущей профессии и другие.

 

 

 

Диаграмма результатов теста «Готовность к саморазвитию»

Анализ результатов позволил сделать вывод, что  61% из числа опрошенных  задумывались в своей жизни над данными проблемами. Они хотят познать себя и стремятся самосовершенствоваться.  11 %  ответили, что могут совершенствоваться, но не стремятся познать себя; остальные  (19%) хотят познать себя, но не хотят себя изменить. И самый неблагоприятный вариант («не хотят  познать себя - не хотят меняться»), имеют 14 человек из числа опрошенных, что составляет 9%.

Таким образом, можно сделать вывод, что больше половины молодых людей, пришедших получать профессию, стремятся к углубленной работе над собой, хотят изменить свое поведение, разрешить личностные проблемы.